Общество, ценности

Богатыри XXI века: что в мультике от эпоса осталось

Сказ о том, как богатырский цикл от анимационной студии «Мельница», будучи сводным братом «Брата» Алексея Балабанова (по продюсеру Сергею Сельянову), встал на голову былинному эпосу Древней Руси, оперся на песни и пляски «Диснея» и завоевал сердца детей и взрослых XXI века. Торжество постмодерна: монголы, князья, Горыныч, психоанализ, семейные драмы, феминизм, коллекторы, казнокрады — и это только первая часть. Попробуем разобраться, где тут быль дня сегодняшнего, где — правда многовековая, а где — дух народный.

Былинный мультцикл про русских богатырей, не успев выйти на большой экран, завоевал сердца россиян. И предпосылок для всплеска популярности сразу несколько. Во-первых, генеральный продюсер мультфильма Сергей Сельянов до того продюсировал все фильмы Алексея Балабанова. Так что можно сказать, что полюбившийся публике Данила Багров из «Брата» в какой-то степени является предтечей мультипликационных образов богатырей. Не зря молва его в национальные герои записала!

Во-вторых, о популярности мультипликационного эпоса говорит статистика: у многих серий о богатырях более 100 млн просмотров на YouTube, а также внушительный рейтинг 7,8 на «Кинопоиске», что для отечественной анимации последних лет результат весьма достойный.

И взрослые, и маленькие зрители давно разобрали мультфильм на цитаты, многие из которых сразу попали в список любимых народом крылатых выражений: «Богатырь, купи коня! Купи коня, не пожалеешь, хороший конь, богатырский!», «Не смеши мои подковы!», «А как задумался, так сразу упор лежа принял…» и другие.

Мультяшных богатырей полюбили, даже несмотря на некоторые неблагосклонные отзывы таблоидов и профильных СМИ. К слову, Балабановского «Брата» критики тоже приняли далеко не сразу, а народ быстро полюбил. И в этом столкновении массового и элитарного взглядов на искусство народ всегда прав, потому что вопрос об образе национального героя — дело народное.
В чем секрет успеха богатырской вселенной? Почему по сей день мультфильмы о легендарной тройке древнерусских героев бьют все рейтинги российской сказочной анимации? На самом деле ответ прост: богатырский цикл представляет собой уникальный постмодернистский конструкт, включающий в себя и сюжетную реальность собственно былины, и современную действительность — при этом выстроенную по канонам героического эпоса, — и яркие детали из мира современного масскульта.

Начнем с архетипических образов героев русских былин. Их было множество, каждый имел свои региональные особенности и при этом воплощал как национальные идеалы, так и пороки. Алеша Попович — сын ростовского священника (поэтому Попович), самый молодой, импульсивный и любвеобильный (романов в былинах у него было множество), при этом в физической силе он уступает другим богатырям, его суперспособности — смекалка и хитрость. Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы, самый старший, мудрый и интеллигентный богатырь из команды, всегда крайне дипломатичен, импульсивности в Добрыне ноль. Илья Муромец — герой из народа, лидер тройки, обладающий необычайной силой, унаследованной от самого Святогора (древнейшего богатыря, которого мать сыра земля нести не смогла), при этом принципиальный до крайней степени, из-за чего часто страдал (знаменитый конфликт с князем Владимиром: несмотря на то, что богатырь был прав, в темнице без еды ему посидеть все же пришлось).

При анализе образов героев в мультвселенной становится очевидно, что основные базовые характеристики богатыри не потеряли, их современное анимационное воплощение было создано с опорой на эпос. Все трое обладают гипертрофированной силой, неприменимой в мирной жизни, при этом имеют специфичные черты характера, воспитания и так далее.
Враги богатырей в мультфильмах также представлены достаточно точно. Как правило, они воплощают две основные сущности. Первая — иноземные захватчики, монголы (Идолище, Калин-царь), также обладающие гипертрофированной силой, равной богатырской, и множеством пороков: алчностью, чревоугодием, жестокостью. Вторая — язычество во всем его многообразии, многочисленные змеи и драконы. Эти персонажи говорят мало, но сражаются умело — чем не фактическое воплощение универсальных мифологических чудищ!

Но со второй вражьей силой в мультфильме все не так просто. Змей Горыныч — символ язычества и главный враг богатырей — неожиданно становится их другом. И вот уже и те, и другие с большого экрана миролюбиво признают, что вражда — дело давно минувших дней.

А если обратиться к историческому контексту?

Если копнуть глубже историю России, то выяснится, что настоящего кровавого конфликта между православием и язычеством на Русской земле никогда не было (за единственным исключением — в Новгородской республике). Многие языческие обряды и праздники органично вписались в православную традицию. Например, Масленица, предваряющая Великий пост. Так что создатели мультфильма не погрешили против истины и очень точно отобразили Змея Горыныча, быстро перенявшего новые для себя богатырские порядки.

Самое увлекательное в сопоставлении эпоса и мультистории — образ князя Владимира, который в картине создан удивительно близко к былинному образу. Дело в том, что в былине под образом Владимира скрывается не конкретный наш святой Великий князь Владимир, крестивший Русь. Владимир в былинах — это собирательный образ княжеской власти.
Автором былин становился сам народ, а русский народ власть, как правило, не жаловал. При этом относился к ней с большой сыновьей любовью, и как ребенок-подросток регулярно пытался десакрализировать образ правителя, высмеять его, обнажить те или иные пороки, делающие власти предержащие ближе к себе, а значит, роднее.

Так, например, главный конфликт Ильи Муромца и князя в мультфильме случился из-за того, что Владимир слишком радушно встречал врага-захватчика, унижаясь в попытке его ублажить. Наш герой этого стерпеть не смог и с князем поссорился, что обернулось для него отлучением от двора и заточением в темницу. Но несмотря на то, что правитель предстает перед зрителем эдаким трусливым персонажем («на корячках» куда-то все время отползает, прячется), несмотря на все его несовершенство, он остается для богатырей князем, помазанником Божьим. И относятся они к нему с подобающим статусу уважением, служат верой и правдой и Владимиру, и родной земле.

Анимационной студии «Мельница» удалось поднять из памяти и вновь сделать актуальными архетипичные образы древнерусских богатырей в современном медиапространстве. Красочности и выразительности мультфильмам этой серии добавили комический образ говорящего коня по имени Гай Юлий Цезарь, любовные перипетии, смешные до колик эпизоды и диалоги. А также заводные песни и танцы персонажей, которым позавидует даже всемирно известная студия Уолта Диснея.

Но самое главное — создатели мультцикла сохранили суть народного эпоса, былин. Перед нами все те же герои, защитники родной земли, воплощающие все наши сильные стороны, а иногда и слабости, свойственные обычным русским людям.

«Мельница» не просто возродила былинный эпос — она создала его заново, для нас сегодняшних. Былина издревле, рассказывая истории о героях и их подвигах, развлекая слушателя острым сюжетом и шутками, объясняла, что такое хорошо и что такое плохо, хранила тайны русского национального характера.

Верь в Россию
12.11.2023