Ценности

Феномен передвижников: от юношеского бунта в учебник по мировой художественной культуре

Русская живопись конца ХIX века — обязательный параграф любого учебника истории России. Передвижники с их хрестоматийными портретами русских классиков, «Утро в сосновом бору» знакомы каждому российскому школьнику. При этом сама история образования сообщества художников-передвижников и специфика их работ, как правило, остаются за рамками школьной программы. Ценность произведений воспринимается нами как данность, будто так было всегда. Но это представление принципиально неверно. Объясним почему.

Явление творчества передвижников в русской живописи было крайне неоднозначным, революционным и… неожиданным. Все началось в октябре 1863 года в Императорской Академии художеств, где объявили традиционный конкурс на золотую медаль, которая давала право на получение пенсионерства (гранта в современном понимании) в Италии. Принять участие в конкурсе могли только самые талантливые студенты — владельцы малой золотой медали.

Надо отметить, что само по себе окончание Академии художеств — дело престижное. Законченное образование открывало достаточно широкий спектр возможностей. Например, диплом художника позволял служить преподавателем искусств, коллежским секретарем с чином десятого класса гражданской службы и неплохим годовым жалованием.

Конкурс представлял собой сложный алгоритм подготовки работ на заданную тему, с утверждением Советом Академии каждого этапа работы, однако конкурсант мог сам выбрать сюжет. В том году на столетие Академии правила решили изменить, лишив участников возможности самостоятельно выбрать сюжет картины: его «спустили сверху». Но не все выпускники оказались согласны с таким нововведением.

Господа Иван Крамской и Константин Маковский на новые правила ответили коллективным прошением с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета по желанию участвующего, если заданная Советом тема не отвечает личным наклонностям художника1. Более того, в своем прошении они ставили под сомнение многолетнюю традицию конкурса — принудительную изоляцию участников на 24 часа для разработки сюжета и эскиза.

В ночь перед испытанием юные бунтари решили, что если их прошение не будет удовлетворено, то они откажутся от участия в конкурсе. В 10 часов утра 9 ноября 1863 года конкурсантам объявили сюжет, после чего юный и горячий Крамской заявил: «Просим позволения сказать перед Советом несколько слов… Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников»2.

Далее бунтари встали и вышли из зала — все, кроме Петра Заболотского, — что, конечно, никак не спасло конкурс от срыва, а выпускников — от скандала. (Забегая вперед, уточним: дипломы им все-таки выдали.) Это событие вошло в историю отечественной живописи как «бунт четырнадцати», его можно считать первой страницей истории великого русского реализма в живописи.

Против чего бунтовали? Академизм предполагал максимальное ограничение художника в темах и специфике средств художественной изобразительности. Регламентировалось буквально все: композиция, сюжет, пропорции, работа с цветом, светом… Образование было максимально приближено к европейскому, ориентировано на него. Базой для сюжетов служила мифология, искусство и история античности. Картины, посвященные библейским сюжетам, стилистически и композиционно выстраивались по западным образцам классицистической живописи.
Нашим героям такой подход оказался неинтересен. Они ушли и основали Артель художников. По словам Ильи Репина, «нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом. Они наняли большую квартиру в Семнадцатой линии Васильевского острова и переехали туда жить вместе»3. Артель вскоре развалилась, но ее опыт и принципы во многом легли в основу Товарищества передвижных художественных выставок — движения передвижников.

В отличие от Академии художеств творчество молодых живописцев было направлено не на слепое следование западным образцам, а на создание собственного выразительного языка, используя при этом отечественный материал как основу сюжета.

В пейзаже они отказались от академической идеализации действительности в пользу реалистического запечатления уникальности и естественности русской природы.
В портретной живописи они пытались раскрыть многогранность и противоречивость личности, ювелирно создавая не парадные условные портреты, а удивительно точные, живые и драматичные характеры. Именно благодаря передвижникам мы можем увидеть пронзительные взгляды великих русских классиков.
Вместо парадных торжественных коронаций и триумфов в исторической живописи передвижники обращаются к драматичным и переломным моментам истории России, делая акцент на судьбах людей, оживляя уже почти забытых героев.
Отказавшись от далеких и схематичных античных образов, передвижники вдохновляются фольклорными и библейскими сюжетами, прекрасно сочетая тончайший символизм с предельными формами реализма, детально прорабатывая композицию и портреты.
Однако высшей степени художественности творчество передвижников достигает в жанровой живописи. Особый интерес у них вызывает жизнь народа, маленького человека. При этом мы не встретим здесь идеализацию народа в стиле позитивного сентиментализма — напротив, передвижники создают необычайно драматичный, во многом трагичный образ русского народа, закрепощенного бедностью и тяжелым трудом, и одновременно наделенного удивительно мощной, почти мистической силой и глубиной.

В жанровой живописи художники с физиологической точностью и огромной любовью к русскому народу вскрывают все пороки сложившейся в XIX веке социальной действительности, ее несправедливость.
Творчество передвижников — знаковый феномен истории отечественной живописи и культуры в целом. Отказавшись от академизма как ведущей линии в искусстве, ограничивающей свободу самовыражения художника слепым следованием античным и западным живописным стандартам, и пройдя сложный путь от юношеского бунта до великих классиков, русские художники сами стали той неоспоримой величиной в отечественном искусстве. Им удалось не только освободиться от академизма, но и разрушить его авторитет новым живописным методом — методом критического реализма, в рамках которого был создан уникальный образ России и русского народа, необычайно драматичный, пронизанный глубочайшим психологизмом и символизмом.

Верь в Россию

  1. Ренин, И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — 508 с.
  2. Цомакион А. И. Что вынес Крамской из Академии художеств // Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность.
  3. Репин И. Е. Национальность // Далекое близкое. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002
05.10.2023