Общество

Родом из России: как русские изобретатели создавали телевидение по обе стороны океана

Идея передачи изображения на расстоянии поначалу казалась бредом. Зачем и кому оно нужно, если в мире есть радио и телеграф?! Да и сам прототип телепередатчика, который его изобретатель Борис Розинг именовал «электрическим телескопом», выглядел весьма непрезентабельно: маленький мутный экранчик электронно-лучевой трубки, на котором пляшут несколько линий. Между тем линии эти были первым в мире переданным телевизионным изображением. И впервые такой примитивный телевизор заработал в Санкт-Петербурге в 1907 году.

Не продавать свой мозг

Борис Львович Розинг — изобретатель, что называется, самого первого разбора — не просто интуитивный «придумщик», а серьезный ученый с мощной базой научных знаний, отлично понимающий, в каком направлении надлежит вести исследования для достижения результата. Просто ему не слишком везло на изобретательском поприще. Эпоха не благоволила. Время, в конце концов, было и правда смутное: политические волнения, только что отгремевшая революция 1905 года и проигранная Русско-японская война. До изобретений ли тут? Вот и не пошли в серию разработки действительно гениального инженера, на многие годы опередившие беспокойную эпоху: способ электронной записи и воспроизведения изображения, сканер печатного текста, способный преобразовывать буквы в звуковые сигналы, и тому подобные «несвоевременные» изобретения.

Но на «электронную телескопию» Розинг все же успел получить патент, причем не только в России, но и в целом ряде зарубежных стран, надежно закрепив за собой право первенства. Дело в том, что ему непременно хотелось, чтобы изобретение осталось российским. Он не раз говорил, что не собирается «продавать свой мозг иностранцам», и возлагал на разработанную технологию большие надежды. Местами, наверное, даже неоправданно большие.
«Нам откроются тайны богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор сокрыта под покрывающей ее водой, — писал он, прогнозируя перспективы развития своего изобретения. — Врач будет в состоянии пользоваться таким электрическим глазом при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Такой прибор не только будет способствовать расширению нашего кругозора, но может заменить человека в разных обстоятельствах».

Плохое время для гениев

Довести прибор до ума Борису Львовичу оказалось не суждено. Прогремели две революции 1917 года, потом началась братоубийственная гражданская война. Снова стало не до исследований. Как говорится, быть бы живу!

При всем при этом Розинг ухитрялся продолжать преподавательскую деятельность. Мало того, он даже основал в Краснодаре Кубанский политехнический институт, уговорив коллег-ученых стать в нем профессорами. Основать политех оказалось половиной дела, предстояло еще убедить представителей молодой советской власти, что институт — нужное начинание, а не просто очередной пережиток отмирающего старого мира.

В общем, условия для продолжения исследований были не самые удачные, но несмотря на это, Борис Львович продолжал по мере сил работать над авторской технологией. И в Краснодаре, и в послереволюционном голодном Петрограде, и даже в ссылке в Архангельске, куда в 1931 году его вместе с другими учеными отправили не в меру ретивые представители новой власти, огульно обвинив в симпатиях к прежним порядкам.

Единственное, о чем он мечтал по-настоящему, — оказаться в хорошо оборудованной лаборатории и продолжить свои исследования.
«Самое важное для меня — иметь возможность засесть за работу в лаборатории, а это составляет мою стихию», — писал он жене.
В 1933 году Розинг скончался, так и не увидев, во что превратились его гениальные разработки.

Две ветви одной идеи

Тем временем за рубежом знамя создания «телескопии», которую вскоре стали называть просто телевидением, подхватил ученик Розинга — Владимир Зворыкин, ассистировавший мэтру еще в петербургской лаборатории. В 1919-м он уехал из России за океан, доработал технологию своего учителя и через четыре года получил патент на «передачу информации посредством зрительных образов». А потом очень выгодно этим патентом распорядился, став одним из ведущих сотрудников компании Radio Corporation of America.

Летом 1933 года корпорация выпустила первый полностью функциональный прибор, в общих чертах уже представляющий собой знакомый всем нам телевизор. Это, конечно же, стало сенсацией!

В Советской России тоже не теряли времени даром, работая над собственной технологией передачи изображения, чему изо всех сил способствовал Народный комиссариат почт и телеграфов — будущее Министерство связи.

Были выпущены первые отечественные телевизоры «ТИ-1» и «Б-2» с экранами 7 на 9 см. По современным меркам это не экраны, экранчики размером со смартфон! К тому же те приборы еще не научились принимать звук и изображение одновременно, к ним в комплекте полагался специальный радиоприемник, который нужно было настраивать на волну студии. Да и разрешение картинки было не слишком высоким — с разверткой всего на 30 строк. И все же это был шаг вперед.

Некоторые умельцы-радиолюбители в Советском Союзе даже ухитрялись собирать такие приборы самостоятельно чуть ли не на коммунальной кухне. Техника и техническая мысль в 1930-х развивалась стремительно.

Наркомат почт и телеграфов заключил с Radio Corporation of America деловое соглашение о сотрудничестве. В 1937 году инженер Лорен Джонс даже прибыл в Москву с шестерыми помощниками для выполнения условий контракта. Джонс и другие инженеры провели в СССР почти год, контролируя технологический процесс изготовления радиоламп и других лицензионных компонентов на заводах в Ленинграде и Воронеже, занимаясь монтажом системы передачи телесигнала в Москве.

Так две ветви одной технологии наконец сошлись на родине изобретателя Розинга: в советских телевизорах стали использовать кинескопы Зворыкина. И пусть вещание ограничивалось всего тремя передающими станциями на всю Россию, прошло совсем немного лет, и телеприемники стали намного более совершенными, обрели собственный звук и вошли в обиход как обычный и весьма распространенный бытовой прибор.

А тогда, в довоенном мире, телевизоры считались штучным товаром, на заводе их собирали всего по два-четыре экземпляра в день.

Массовое ТВ

К началу 1940-х годов телевидение набрало силу, выйдя из тени радиовещания и превратившись в совершенно самостоятельное и чрезвычайно перспективное направление массмедиа. Телецентры открылись в Москве и Ленинграде, появилась регулярная программа передач, а параметры вещания улучшились невероятно: 441 строка, 25 кадров.

Великая Отечественная война заставила телецентры на время умолкнуть. Вновь заработали они только в конце 1945 года. А в 1948-м в продаже появились первые массовые, народные телевизоры, получившие название по начальным буквам фамилий разработавших их инженеров — Кенигсона, Варшавского и Николаевского, — «КВН». Началась история телевидения в том виде, в котором мы его знаем.

Идея передачи изображения на расстоянии первоначально казалась бредом. Зачем и кому оно нужно, если в мире есть радио и телеграф?! Да и сам прототип телепередатчика, который его изобретатель Борис Розинг именовал «электрическим телескопом», выглядел весьма непрезентабельно: маленький мутный экранчик электронно-лучевой трубки, на котором пляшут несколько линий. Между тем линии эти были первым в мире переданным телевизионным изображением. И впервые такой примитивный телевизор заработал в Санкт-Петербурге в 1907 году.

Верь в Россию
10.11.2023