Ценности

Миссия выполнима: как православные посланники скрепляли Россию

Миссионер епископ Дионисий в середине XIX века отправился в Якутию. Там его встретили иноверцы. Чтобы рассказать им о православии, Дионисий перевел Священное Писание на местный язык. Сделать это было сложно. Например, у якутов не было слова «хлеб», потому что их основной едой была сушеная рыба. Вместо «любить» в их языке было лишь «жалеть», и вовсе отсутствовало слово «тело». Дионисий обратил в православие десятки тысяч людей.

Россия, охватывающая огромные территории со множеством народов, в течение столетий формировалась под влиянием различных факторов, и деятельность православных миссионеров стала одним из наиболее значимых. Именно их подвиг способствовал культурной и духовной интеграции таких разных регионов.

Миссионеры не просто распространяли христианство — они создавали мосты понимания между народами, объединяли их под единым духовным зонтом. Поддержание и распространение православия стали центральными моментами в процессе создания и укрепления русской культурной и национальной идентичности.

Сначала было слово

В течение года миссионеры проходили тысячи километров по степям, тайге, тундре и вечной мерзлоте вдоль Северного Ледовитого океана. Главной особенностью православной миссии было стремление не уничтожать местные культуры, а внедрять христианство, учитывая их традиции и язык.

Так, например, в Китае архимандрит Палладий изучал китайский язык и культуру в стремлении найти пересечения с христианством. И это ему удалось. Православие до сих пор занимает значимое место в культуре Поднебесной. На Аляске святой Герман, проживая среди коренных народов, уважал их обычаи, праздники и верования. Он адаптировал проповедь в соответствии с их культурным контекстом.

Для многих народов первые письменные системы были созданы именно православными миссионерами. Святитель Стефан Пермский еще в XIV веке пришел с мирным посланием к предкам современных коми и к пермякам. Те не хотели принимать пришлого, однако Стефан, несмотря на все риски, поселился среди них, основал христианские общины и создал алфавит языка коми. Он перевел на понятный этому народу язык основные священные тексты.
В преддверии своей кончины он молился: «Взгляни на людей этих новокрещеных, которые мною, недостойным, приведены к вере. И очисти им души и тела Своею благодатью!»
Феодорит Кольский, создав алфавит для лопарского языка и переводя богослужебные тексты, дал саамам, жившим на Северо-Западе России, возможность встретить христианство не как чужую религию, а как часть их собственной духовной традиции.

Сила в знании

Православные миссионеры создавали школы, библиотеки и другие учебные заведения для местного населения. В Японии, например, святой Николай Японский основал несколько православных семинарий, которые обучали как местных уроженцев, так и россиян. Эти заведения стали центрами образования и культурного обмена между Россией и Страной восходящего солнца.

На той же Аляске под руководством святого Иннокентия Вениаминова были созданы школы для коренных жителей, где они изучали не только священные тексты, но и базовые науки. Он создал алфавит для алеутского языка и перевел на него основные религиозные тексты для коренных народов региона.

Протоиерей Михаил Чевалков, коренной алтаец и православный священник, стал основоположником письменной алтайской литературы в XIX веке. Он же создал специальный плуг, который значительно облегчил ведение сельского хозяйства на горных склонах.

Многие могут удивиться, но именно православные миссионеры были сторонниками массового образования, включая женское. Святой Макарий Алтайский, живший в XIX веке, во времена, когда большая часть населения была неграмотной, настаивал на создании школ для простых людей, акцентируя внимание на важности образования для девочек.
Он говорил: «В пользу мальчиков по крайней мере предполагаются школы по селам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?»
Митрополит Нестор (Анисимов), проповедовавший в начале XX века на Дальнем Востоке, вспоминал, в каком плачевном состоянии там была медицина. Люди почти поголовно болели чесоткой, а митрополит с его, как он сам выражался, «скромными медицинскими знаниями» стал для них избавителем от телесных страданий.

А что делали другие?

Сравнивая, как происходила колонизация земель другими государствами, можно утверждать, что православная миссия была гораздо менее насильственной. В то время как многие западные миссионеры пытались полностью заместить местную культуру, православные проповедники стремились адаптироваться к ней, встраиваясь в уже существующие обычаи.

С XV по XIX век испанские конкистадоры захватывали и в буквальном смысле порабощали народы Америки. Колонизация привела к разрушению местной культуры и гибели сотен тысяч индейцев. Местных жителей принуждали к трудовой повинности на плантациях, в шахтах, принадлежащих европейцам. Индейцы восставали, их бунты жестоко подавляли. Из-за невыносимых условий жизни местные жители совершали массовые самоубийства.

В результате только за один XVI век численность индейцев в Америке сократилась с 17−25 млн до 1,5 млн человек. Многие народы исчезли полностью.

В католицизм местное население обращали принудительно. Не будет преувеличением сказать, что конкистадоры относились к индейцам хуже, чем к собственным собакам. Не лучшим образом действовали и британцы. Изначально их главной миссией было обогащение. Например, в 1605 году две акционерные компании из Великобритании получили лицензии от короля Якова Первого на основание колоний в Америке. Обе они провозгласили своей миссией распространение христианства среди индейцев, однако главной целью было «искать и добывать всеми способами золото, серебро и медь». Об этом прямо говорилось в том самом королевском документе.

Во второй половине XVII века один из индейских вождей, Метаком, восстал против притеснения своего народа. В результате погибли около 3 тыс. индейцев и 1 тыс. колонистов — 10% от их общей численности.

За господство в Индии передрались почти все европейские державы. Победу одержала та же Британия. Ост-Индская компания развивала экономику и промышленность Индии, строила железные дороги, создавала почтовую систему, внедряла инновации в сельское хозяйство. Но все это встречало ожесточенное сопротивление местного населения из-за вторжения англичан в быт и обычаи глубоко религиозных индийцев. Крестьянам запретили заниматься традиционными ремеслами, насильно обращали в христианство, навязывали чуждое им европейское мировоззрение.

И в итоге

Колониальное наследие оставило глубокий след во многих странах, включая социальный и экономический дисбаланс, а также потерю культурной и языковой идентичности целых народов.

Очевидно, что православные миссионеры действовали куда как более гуманным образом. Да они встраивали веру даже в шаманские практики! Благодаря такой интеграционной политике местное население сохранило свою культурную и языковую идентичность, хотя и стало частью российского культурного пространства.

Россия и Русская церковь на протяжении тысячелетия успешно распространяли православные ценности. Они основали и укрепили православное государство, объединив под его крылом не мечом, но словом самые разнообразные народы.
Колонии западных стран распались, став сильно пострадавшими, но независимыми государствами. А Россия, вобрав в себя не территории, но людей, твердо стоит на ногах и по сей день. И так будет всегда.

Верь в Россию
30.10.2023