Общество

Русский голос для «великого немого»

Долго, очень долго кинематограф оставался немым. Странное дело, ведь в момент его изобретения технологии звукозаписи разрабатывали уже давно и основательно. Тем не менее все попытки слить воедино видеоряд и звук выходили неуклюжими и приносили результат, плохо применимый на практике. По-настоящему «великий немой» заговорил только в самом конце 1920-х годов. Сделал он это не где-нибудь, а в Ленинграде и по-русски. Потому что создателем системы озвучивания кинолент был советский инженер Александр Федорович Шорин, получивший патент на свое детище в январе 1928-го. Новинка была названа в честь изобретателя шоринофоном.

Как заставить фильм говорить?

Справедливости ради нужно сказать, что примерно в одно время с шоринским изобретением мир узнал еще об одной технологии, позволившей дать голос кинематографу, — изобретенном в США «Вайтафоне». Звук записывали на грампластинку, так что от киномеханика требовалось немалое умение, чтобы опустить на нее иглу звукоснимателя одновременно с появлением на экране первого кадра. Синхронизация — вот от чего зависел успех киносеанса!

Был в ходу и еще один вариант озвучивания — своего рода симбиоз между кино и театром, делавший каждый показ кинофильма уникальным, но полностью исключавший одновременную демонстрацию картины в нескольких кинотеатрах: актеры, снимавшиеся в фильме, каждый раз вживую произносили свои реплики, стоя позади экрана.

Разрабатывали, впрочем, за океаном и другие, более сложные методики, позволявшие добиваться синхронного с кадром звукоряда. Технология «Мувитон» передавала звук посредством нанесения прямо на край кинопленки с кинокартиной специальной напайки, представлявшей собой так называемую оптическую фонограмму. Фотоэлемент считывал изменения яркости света, после чего электрический сигнал преобразовывался в звуковой. «Фототон» — более совершенная система — позволял обойтись без напайки, оперируя чем-то вроде современного штрихкода: фотоэлемент считывал не плотность, а ширину дорожки.

Просто, как все гениальное

Александр Шорин обошел зарубежных коллег совсем не намного, на месяцы, но зато предложенный им способ фиксации звука был проще и позволял демонстрировать звуковые кинокартины в любом зале даже сельского кинотеатра без использования сложной техники. Его метод представлял собой естественное продолжение технологии грамзаписи: звук фиксировался на краю кинопленки так же, как на грампластинке. И так же воспроизводился, только для большей точности и чистоты использовали специальную корундовую иглу.

Иными словами, пока за рубежом при помощи сложных технических разработок озвучивали отдельные картины, в Ленинграде в 1931 году открылся целый кинотеатр звуковых фильмов, не жаловавшийся на скудость репертуара. В титрах демонстрировавшихся в нем картин значилось, что озвучены они по методу профессора Шорина. Впрочем, одним только голосом для великого и отныне уже вовсе не немого кино дело не ограничилось: шоринской технологии нашли массу других применений.

Для журналистов и для радио

Немало радости доставило изобретение Александра Федоровича журналистам: специально для них в самом конце 1930-х была создана портативная версия прибора, ставшая фактически первым диктофоном. Разумеется, существовали и другие способы звукозаписи, отчасти похожие на современную звукозаписывающую технику. Например, использование для фиксации звука специальной проволоки, выполнявшей ту же роль, что и лента в магнитофонных кассетах более позднего времени. Но шоринофон был эффективнее: запись делали на обычную целлулоидную кинопленку шириной 35 мм. Причем на одном и том же ее фрагменте размещалось более 50 звуковых дорожек, так что на 300 метров носителя влезало до восьми часов аудио. Для того времени это было настоящим чудом.

Еще больше радости появление шоринофона вызвало на радио, ведь новая технология давала возможность отказаться от стопроцентного прямого эфира и часть передач давать в записи, а то и организовывать повторы, еще и еще раз прокручивая ленты с выступлениями музыкантов или значимыми речами государственных лидеров. Конструкция аппарата и так позволяла добиваться отличного качества звука, а тут еще специально для нужд радио был разработан особо точный прибор. Это был уже не переносной диктофон-чемоданчик, а настоящая фабрика звука.

Для гражданских и военных

Собрать такой прибор дома на кухне было, разумеется, не под силу даже самым продвинутым радиолюбителям, но желающих попробовать оказалось немало, благо конструкция аппарата не требовала особых инженерных навыков. Еще бы! В ситуации, когда главным источником музыки помимо радио был патефон, обзавестись собственным звукозаписывающим и звуковоспроизводящим прибором было равносильно исполнению мечты. С ним можно было записывать музыку, устраивая домашние концерты, сохранять для себя радиопередачи, ведь большая их часть по-прежнему шла в прямом эфире. Правда, получалось это чудо народного технического гения довольно габаритным. Экземпляры весом в десяток кило считались компактными. Но ведь самое главное — они работали! И это в эпоху, когда привычных нам магнитофонов и CD-плееров даже в проекте не существовало.

Обратили внимание на шоринофон и военные. С конца 1930-х годов его стала использовать советская разведка: изобретение ленинградского инженера позволило не просто слушать эфир, но еще и фиксировать важные моменты, требующие повторного прослушивания и изучения. Неудивительно, что Александр Шорин за свое изобретение был награжден дважды: в 1934-м — орденом Ленина, а в 1941-м — Сталинской премией. За мирное применение и за военное.

Шоринофон оказался прибором на удивление живучим. Обычно технические новинки редко переживают десятилетие, устаревая и становясь приметами эпохи, а этими аппаратами пользовались до 1950-х и даже позже, пока им на смену не пришли магнитофоны. Еще дольше продержалась на плаву технология озвучивания кино по методу профессора Шорина. Конечно, крупные студии вскоре нашли ей замену, позволяющую добиться лучшего качества звука, но учебные киноленты для школ и институтов до середины 1980-х годов снимали, используя именно шоринский метод. Простой, надежный и стопроцентно наш, отечественный.

Верь в Россию
22.09.2023