Общество, ценности

В интересах культурной революции: как в СССР нашли баланс между масскультом и элитарным искусством

Начало ХХ века в России ознаменовалось не только социальными потрясениями — Первой мировой войной и революциями — но и «тихой» победой массовой культуры над элитарной. Так мир преодолел кризис модернизма. Искусство стало ближе к народу. Давайте разберемся, в чем же состояла суть перехода от элитарной культуры к массовой, и так ли они друг другу противоречат?

Массовая, или популярная, культура в современном понимании рассчитана на широкую аудиторию, она предлагает потребителю развлекательные и коммерчески успешные продукты. Примерами могут служить голливудские блокбастеры, поп-музыка, реалити-шоу и телевизионные сериалы с высоким рейтингом. К главным принципам массовой культуры можно отнести доступность (и в воспроизведении, и в восприятии) и агрессивность (художественный материал подается ярко, броско, громко). Масскульт не заинтересован в обращении к сложным интеллектуальным конструктам и интертекстам — напротив, продукты массовой культуры апеллируют к первобытным, архетипичным образам.

Однако зачастую негативное отношение к масскульту в псевдоинтеллектуальных кругах не оправдано, потому что именно массовая культура первична. Она зародилась задолго до утонченной и «умной» культуры элит и в основе своей имеет особое представление о единстве и равенстве народа. В рамках массовой культуры искусство существует для всех так же, как базовое образование и простейшие знания об устройстве мира. Процессы социализации, инкультурации, политики — все это связано в первую очередь с развитием массовой культуры.

Согласно энциклопедии «Культурология. XX век», изданной в Санкт-Петербурге в 1998 году, элитарная культура, напротив, ориентирована на узкую аудиторию — элиту — и связана с высоким уровнем интеллектуальности, искусства и образования. Она представляет собой высококачественные, сложные произведения, которые обычно требуют определенного уровня знаний или специализированного вкуса для их полного понимания и оценки.

Элитарная культура как феномен является порождением средневековой европейской культуры, основанной на сложной системе христианской символизации.
«Образование, высокое искусство и литература в средние века существовали исключительно в высоких слоях общества и монастырях, тексты, как правило, были на латыни и не были доступны не только простому народу, но и большей части знати. При этом рядом существовала и культура массовая: карнавалы, балаганы, народное творчество», — писал нидерландский историк культуры Йохан Хейзинг в 1919 году.
Масскульт долгое время считали низменным, неодухотворенным и во многом постыдным явлением. С течением времени пропасть между элитарной и массовой культурой стремительно росла, достигнув своего апогея во Франции XVIII века, где мир Версаля не имел ничего общего с миром простого народа Франции и был надежно укрыт от него прекрасным барочным забором. Именно этот разрыв стал главной причиной Великой французской революции, жестоко уничтожившей многих жителей Версаля.
Однако привычное европейское существование не позволило закрепить принципы свободы, равенства и братства, поэтому Франция была обречена вновь стать империей, где на первый план выходит культура элитарная, жестко подавляющая и унижающая народный масскульт.

Но русская культура издревле развивалась в другом соотношении элитарности и масскульта. Со времен принятия православия образование на Руси было массовым, христианская культура имела тесную связь с культурой народной, сплетаясь и синтезируясь с ней. Фактически на Руси не было разрыва между элитарной и массовой культурой, они сосуществовали рядом и наравне.

Но обстановка резко меняется в XVIII веке, когда российские императоры и императрицы начинают увлекаться западной культурой. С этого момента монарший двор отворачивается от народной культуры и народа в целом — более того, при дворе начинают «забывать» русский язык. В моде все европейское: одежда, интерьеры, архитектура, этикет, традиции и ритуалы. Русское дворянство с брезгливостью смотрит на народ и народную культуру, видя в ней нечто примитивное, неинтересное и вычурное, при этом очаровываясь позолоченной лепниной и французской кухней.

Надо отметить, что Отечественная война 1812 года привела творческую интеллигенцию в чувство и несколько охладила ее влюбленность в европейский образ жизни. Так, в русской литературе и живописи XIX века появляются национальные, народные мотивы и образ маленького человека.
Однако к рубежу XIX—XX вв.еков русское искусство полностью погрязло в эстетике элитарного мистического символизма. Рубеж веков — время закрытых творческих объединений, салонов, обществ и студий. По словам Дмитрия Мережковского, русские литературные кружки — это литературные углы, наихудший вид одиночества, где тесно, душно, темно.
«Наша поэзия, из которой вырастает в идеале тело литературы, велика и могуча, но, на беду, ни литературной преемственности, ни свободного взаимодействия в ней нет. Кризис, переживаемый современной словесностью, должно понимать почти по-гамлетовски: быть или не быть в России великой литературе — воплощению великого народного сознания».
Главная проблема русской творческой элиты рубежа веков — ее закрытость, она отгородилась от мира и народа непроницаемой стеной сложных символических образов, форм и интеллектуальных конструкций. Таким образом, искусство существовало ради искусства и зачастую не выходило за рамки творческих студий.

Социальная и интеллектуальная пропасть между народом и высшими сословиями на рубеже веков была катастрофичной: они фактически жили разными жизнями и говорили на разных языках без малейшей возможности друг друга понять. Это, в свою очередь, порождало сильное социальное напряжение, которое усугубила Первая мировая война.

Апофеозом культурного конфликта можно считать революцию 1917 года и дальнейшую гражданскую войну, которая была не просто столкновением разных политических взглядов, а скорее противостоянием двух принципиально разных культур: элитарной (интеллигентной, образованной) и массовой (народной, стихийной, национальной).

Победу, как известно, одержала вторая. Но Советское государство не останавливается на политической победе и начинает культурную революцию, делая ставку на диалог масскульта и высокого искусства. Советы сразу заявляют, что искусство принадлежит народу. Начинается национализация литературы и живописи, открываются музеи, библиотеки, к которым имеет доступ каждый. Более того, советская власть активно развивает образование, повсеместно проводится кампания по ликвидацию безграмотности (ликбез), открываются школы и так далее.

Образование и чтение популяризируются и пропагандируются на легендарном советском плакате. Таким образом, с первых годов существования советского государства становится очевидной ложность очарования элитарной культуры. Она не давала возможности развития культуры в своей ориентированности на саму себя, создавая искусство ради искусства, науку ради науки.
Нужно отметить, что при активном развитии массовой культуры Советы достигали необычайных высот и в науке, и в производстве, и в искусстве. Но главная ставка советской власти в искусстве культурной революции была сделана на кино.

1 сентября 1919 года в Москве открыта первая в мире Государственная школа кинематографии — ключевого вида искусства в культуре СССР. И именно советский кинематограф стоит у истоков развития этой отрасли в целом, советские режиссеры (Дзига Вертов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн и другие) заложили основы теории кино, по которой и сегодня учится весь мир.
Так, например, фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» по сей день является одним из величайших шедевров мирового кинематографа, а лента «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и сегодня смотрится современно, поражая зрителя удивительными, неочевидными монтажными приемами.

Однако ориентация общества исключительно на массовую культуру тоже может привести к ужасающим последствиям, что становится очевидным при взгляде на историю развития американской «фабрики грез», сформировавшей особую «американскую мечту», основанную, согласно Набокову, на пошлости и потреблении.

Искусство и культура США в течение всего ХХ века были обусловлены исключительно вопросами маркетинга и низменными желаниями масс: Голливуд оценивал качество фильмов исключительно по кассовым сборам. В то время как советская культура, как правило, умудрялась соблюдать идеальный баланс между материальным и духовным, массовым и элитарным.

При всей кажущейся несовместимости масскульта и элитарной культуры уничтожить или отменить одно или другое нельзя. Продуктивное развитие возможно лишь в тесном взаимодействии. Элита и массы должны сосуществовать в постоянном диалоге. В противном случае нас всех ждет неминуемый культурный кризис, потеря идентичности, самобытности и смысловой глубины, снижение уровня образованности и ценностного отношения целого народа к своему наследию и истории.

Верь в Россию
18.11.2023