Общество

Надеть кокошники! Как русский стиль просочился и укоренился в Европе

Мода — явление столь неуловимое, сколь и консервативное. Ее цикличность — факт давно доказанный: то и дело мы можем видеть на модницах и модниках остроносую обувь, еще пять лет назад считавшуюся полным моветоном, или капоры и лосины из 1990-х. Модные течения не появляются сами по себе. Довольно часто катализатором конкретного стиля является какое-то яркое явление или личность, после которых все просят в салоне красоты стрижку под Дженнифер Энистон или ищут в магазинах копию того самого колье «Сердце океана», как у Роуз из «Титаника».

Пользуясь теорией цикличности моды, сделаем предположение: совсем скоро может снова обрести популярность стиль а-ля рюс, в буквальном переводе с французского означающий «по-русски». В свое время этот стиль ворвался на подиумы подобно урагану, напоминая о себе яркими афтершоками в течение всего ХХ века, то проявляясь, то снова затухая.

Модное русское

Русский стиль в европейских модных домах появился неслучайно. Он стал отголоском, эхом первой волны эмиграции. Как известно, в те времена было принято обучать девушек не только наукам, языкам и искусствам, но и женским ремеслам: шитью, рукоделию, вышивке. Так, многие русские аристократичные дамы, волею судеб оказавшись в Европе, начали работать закройщицами и стали влиять на облик европейских женских (и не только) туалетов.

Предвестником той моды еще до драматичных событий 1917 года стал императорский костюмированный бал в Зимнем дворце, на который всем присутствующим было показано облачиться в наряды, стилизованные под боярские одежды допетровских времен. Александра Федоровна и Николай Второй устроили его в феврале 1903-го.

По мере привыкания Европы к стилю а-ля рюс, все более модными становились «Русские сезоны» выдающегося антрепренера Сергея Дягилева — первого продюсера нашей страны, приучившего Запад любить все русское.

Дягилев славился экспериментами со сценографией и костюмом и требовал от своей команды самого лучшего. Именно ему принадлежит знаменитая фраза «Удиви меня!», ставшая сегодня мемом. Взыскательная французская публика рукоплескала оформленным в русском стиле «Жар-птице», «Петрушке» и «Весне священной». Именно эти балеты стали главной причиной бума на все русское в Европе начала ХХ века. Тенденция закрепилась на десятилетия.

Дягилев очень щепетильно относился к выбору дизайнеров и тканей для создания концертных костюмов. Известно, что для него работали такие мэтры, как Лев Бакст, Анри Матисс, Коко Шанель, Пабло Пикассо. Костюмы антрепризы Дягилева впоследствии составили первую экспозицию театральных костюмов: «Русские сезоны» одевали в туалеты гениев моды того времени, и прятать эти костюмы в закромах театральных музеев было бы преступлением.

Настоящим взрывом в этом смысле стал балет «Весна священная». Вызвавший неистовое противостояние и непонимание публики во время показов, позже он стал всеобщим любимцем и отправной точкой эпохи. Костюмы к балету оформлял российский художник Николай Рерих, во время их создания он буквально представлял себе Русь праславянского периода.

Костюм главной героини балета «Весна священная» недавно показали в Москве, в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Артефакт запечатлели журналисты проекта «Верь в Россию!».
С начала триумфального шествия русского балета по миру, продолжающегося и по сей день, многочисленные дизайнеры многих модных домов постоянно черпают вдохновение в русских мотивах. Основные приметы стиля а-ля рюс: обилие красного цвета, который символизирует у славян плодородие, вышивка, стилизация под гжель, палех и хохлому, многослойность и богатые орнаменты. Не обходят стороной дизайнеры и сами национальные элементы одежды: сооружают для дефиле моделей подобие кокошников, шьют сарафаны и кафтаны.

В разное время к русской стилизации обращались мастодонты мировой моды: Карл Лагерфельд, Джон Гальяно, Ив Сен-Лоран. Делали они это по-разному и с разной степенью погружения в предмет.

Законодательницей этой тенденции во многом можно считать Габриэль (Коко) Шанель, перенявшую у русских некий провизантийский канон, обильно представленный в украшениях. Известно, что гениальный дизайнер любила бижутерию и сделала ее предметом своеобразного культа и обожания. Именно вдохновленные византийскими и русскими орнаментами броши производства фабрики Gripoix стали наряду с твидовыми жакетами приметой ее фирменного стиля.

«Я была очарована русскими», — неустанно повторяла Коко Шанель.

Большой реверанс в сторону русского стиля одним из первых сделал незабвенный Ив Сен-Лоран, которому также принадлежит революционная идея нарядить даму в мужской костюм. Его коллекция Opéras — Ballets russes 1976 года вошла в анналы истории моды и прямо указывает: да, безусловно, на популяризацию стиля а-ля рюс повлияли «Русские сезоны» Дягилева.

Одна из ярких коллекций Карла Лагерфельда — к слову, имевшего множество дружеских связей в России, — была показана в Москве. Это был сезон осень/зима — 2009−2010 Paris — Moscou. В первых позициях — богато украшенные мехом (каракуль, соболь) костюмы, орнаментализм, дорогие ткани, такие как парча. Венчали коллекцию знакомые всем кокошники, жемчуга и камни.

Тема с вариациями

Вариации, существующие в балете, обрели такую же жизнь и в дизайне готового костюма. В какой-то момент великие кутюрье пришли к мысли о том, что слепок и копирование крупных элементов стиля уже не совсем действенный прием.

При всем обилии этнических мотивов авторы коллекции одного из известнейших модных домов Европы Пьерпаоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри рассказывали, что вдохновились творениями художника Марка Шагала. В нарядах они использовали элементы и стиля ампир: например, вновь сделали актуальной завышенную талию — результат влияния бесчисленных экранизаций нетленного русского романа «Война и мир».

Иногда с а-ля рюс случались казусы. Например, с «русской коллекцией» Доменико Дольче и Стефано Габбана 2012−2013 годов, когда мотивы берлинской вышивки всем показались похожими на павловопосадские мотивы, или наоборот. Вероятно, знаменитые итальянцы знали, на что идут, и понимая, что русские мотивы популярнее, сделали хитрый рекламный ход. Так или иначе, кутюрье возвращаются к теме русскости снова и снова.

Дизайнеры, создавая образы в русском стиле, каждый раз рискуют слегка переборщить и уйти в лубок, ведь русские традиционные наряды и впрямь украшены весьма богато. Но сочетать и перекомпоновывать яркие элементы грамотно и красиво удается далеко не всем. Может, дело в том, что изначальная красота русских традиционных нарядов, в отличие от западной кальки, заключает в себе обряд и смысл — даже в самом орнаменте, его ритме и компоновке фрагментов сложносочиненного костюма.

Свое, родное

В какой-то момент русским стилем увлеклись и наши, российские дизайнеры. Гранд-дамы русской моды стали вовсю практиковать в украшении нарядов использование ценного вологодского кружева, барышни снова полюбили белые воротнички и платья в пол, молодые российские бизнес-леди продают современные модификации кокошников, украшенные на разные лады, а на Невском проспекте в Петербурге все так же продается крестецкая строчка.

Юные российские модницы, сами того не зная, продолжают традицию, заложенную Дягилевым и продолженную Коко Шанель и Ивом Сен-Лораном: носят современные кокошники, любят меха и павловопосадские платки, да и валенки уже давно стали вполне привычным обитателем нового женского гардероба. Как показывает практика, стиль а-ля рюс прекрасно сочетается с чем угодно — от кроссовок и джинсов до дерзких кожаных курток-косух. И с чувством меры проблем нет ни у кого, ведь русский стиль возник не сам по себе, а в процессе смешивания и симбиоза старого и нового, аутентичного и прогрессивного.

Верь в Россию
17.11.2023