Общество, ценности

Русский балет как пример идеальной культурной экспансии

Непрерывные турне, многочисленные награды, постоянное внимание зарубежной прессы сопровождают не только звезд Голливуда, но и артистов русского балета. Это искусство стало нашим национальным достоянием, поистине бесценным вкладом в общую копилку культурного наследия человечества.

Русский балет стал таким же символом России, как березы и бесконечные просторы, как белые ночи и разводные мосты Петербурга, как трескучий сибирский мороз, как стихи Пушкина, живопись Васнецова и проза Достоевского. Для многих он ассоциируется с Россией так же, как Эйфелева башня — с Францией, а Великая Китайская стена — с Поднебесной, как называют свою страну сами жители. На самом же деле балет зародился в Италии еще в XV веке, однако именно Россия сделала этот вид искусства легендарным.

Воздушные пируэты, точные и выразительные движения, драматичные истории, рассказанные с помощью тела и музыки русскими танцовщиками, хореографами, композиторами, создали магию русского балета.

Кто завез балет в Россию

Тот самый итальянский балет назвать балетом в сегодняшнем понимании этого слова нельзя. Это было представление, созданное из шагов придворных танцев. Артисты не только танцевали, но и вели беседы. Мы сейчас назвали бы это действо скорее спектаклем, чем балетом. Однако начало было положено.

В Россию искусство тогдашнего балета попало в XVII веке и на первых порах воспринималось как экзотическое развлечение. Первое представление дали 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Постановка называлась «Балет об Орфее и Эвридике», а осуществил ее шотландский мастер Никола Лима. Артисты были одеты в пышные тяжелые костюмы, имели сложнейшие прически, поэтому ни о какой легкости танца и речи не шло. Движения их были медленными, плавными и сопровождались разговорами и пением. В таком виде «балет» просуществовал в России десятки лет.

Однако танцевать на Руси любили всегда. И первым профессиональным училищем в сфере театрального искусства стала Танцевальная школа — прообраз Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Учебное заведение было открыто в Петербурге в 1738 году по инициативе французского балетмейстера Жан-Батиста Ланде. Сначала его выпускники танцевали в кордебалете у заезжих артистов, но уже совсем скоро стали исполнять главные роли.

Спустя 35 лет в Воспитательном доме в Москве появилось балетное отделение классов изящных искусств — будущее Московское хореографическое училище.

Золотой век

Расцвет русского балета пришелся на конец XIX — начало XX веков. В тот период появились «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — самые известные балетные представления мира и в наше время. Творчество Петра Чайковского в сочетании с хореографическим гением Мариуса Петипа подняло русский балет на невиданные высоты. Этот французско-русский балетмейстер был настоящим гением! Он создал множество хореографических последовательностей, которые до сих пор, спустя сотню лет, считаются стандартом.

Петипа был популярен у себя на родине, во Франции, однако покинул ее и отправился в Россию, потому что европейский балет представлялся ему «клоунскими упражнениями».
«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает — безусловно, падает», — говорил балетмейстер.
Творил Петипа вместе с русским помощником Львом Ивановым. Злые языки поговаривали, что француз недолюбливал балет «Щелкунчик» и фактически переложил на Иванова почти всю его хореографию, создав лишь либретто. Балет тем не менее имел ошеломительный успех.

На главной сцене страны, в Мариинском театре, балет тогда давали дважды в неделю — по средам и воскресеньям. На сцене блистали Варвара Никитина и Екатерина Вазем, Мария Андерсон и Евгения Соколова, Мария Петипа — дочь балетмейстера. Но главной его любимицей была Матильда Кшесинская — именно для нее Мариус Петипа создавал столь выразительные танцевальные роли.

Казалось бы, русский балет достиг своего пика. Популярность этого вида искусства должна была клониться к закату, но не тут-то было. В начале XX века главной фигурой сцены становится Сергей Дягилев. Этот великий организатор знаменитых «Дягилевских сезонов» сделал русскую культуру модной во всем мире, а балету как ее важнейшей части буквально поклонялись.

При этом, что удивительно, сам Дягилев балет не любил, считая его недостаточно интеллектуальным.
«Смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые, — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности», — говорил знаменитый деятель искусства.
Дом Дягилева в Перми
Тем не менее в 1909 году в Париже состоялся первый балетный «Русский сезон», организованный Дягилевым. Публика увидела «Сильфиду», «Египетские ночи», «Половецкие пляски», а также оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», первый акт «Руслана и Людмилы».

Парижского зрителя покорили Анна Павлова и Тамара Карсавина. Успех был настолько ошеломительным, что удивил даже самих артистов. В мгновение ока они стали, как говорят сейчас, суперзвездами. Уже год спустя «Русские сезоны» Дягилева переехали в главный парижский театр «Гранд-опера».
Проект Дягилева просуществовал до самой его смерти в 1929 году.

Новый этап

После революции 1917 года многие российские артисты и хореографы покинули страну, однако это не остановило развитие балета. Революционные времена привнесли в него новые формы, идеи и эстетику. Советский балет был сосредоточен на создании спектаклей, отражающих идеалы и ценности наступившей эпохи, при этом сохраняя и развивая классические традиции.

Галина Уланова и Майя Плисецкая, Рудольф Нуриев и Михаил Барышников — имена этих великих советских танцоров знал без преувеличения весь мир.

В современной России балет не просто традиционное искусство. Помня свои корни, нынешние хореографы и исполнители вносят в танец элементы модерна, экспериментируют с формами и содержанием. Большой и Мариинский театры время от времени становятся площадками для инноваций в балетном искусстве, а российские балерины и танцоры, такие как Светлана Захарова, Иван Васильев, Ольга Смирнова, Владислав Лантратов, продолжают удерживать высокую планку, установленную их предшественниками.

В чем особенность русского балета

Одно из отличительных качеств русского балета — высокий технический уровень исполнения. Русские балетные школы придают огромное значение дисциплине, выносливости и стремлению к совершенству, что делает наших танцоров лучшими в мире. Кроме того, такие школы, как Вагановская академия и Московская академия хореографии, предоставляют своим воспитанникам всеобъемлющее образование.

Помимо техники русский балет славится своей способностью передавать глубокие чувства и эмоции через танец. Это не просто движение, это искусство рассказывать истории, погружая зрителя в мир сценических страстей и драматических коллизий.

Русский балет — яркий пример культурной экспансии России. Впрочем, в других странах адаптировали и развивали под своего зрителя русские методы и стили во множестве других видов искусства — от кино до литературы. Но балет всегда стоял особняком.

То, что началось как заимствование у Западной Европы, теперь служит золотым стандартом для этого вида искусства. Техническое и эмоциональное мастерство русских танцовщиков остается непревзойденным.

Верь в Россию
19.09.2023