Общество

Ярмарки тщеславия или дело государственной важности: рекорды России на Всемирных выставках

Всемирная выставка — крупнейшее биеннале новейших для своего времени научно-технических достижений. Это событие мирового масштаба, сравнимое с Олимпийскими играми. И площадка для соперничества между ведущими державами, каждая из которых — что 100 лет назад, что сейчас, — пытается поразить воображение зрителей.

Малахит, Транссиб и скульптура Мухиной

Россия принимала участие во Всемирных выставках с момента их учреждения в 1851 году. Тогда в Лондоне отечественные промышленники продемонстрировали продукцию ювелирных и шлифовальных фабрик, Златоустовского оружейного завода, малахитовые изделия Демидовских заводов, мозаики Исаакиевского собора, образцы железа, меди, парусины. И проект открытой в том же году железной дороги Москва — Санкт-Петербург. Наша страна поразила мировое сообщество и чопорных англичан тем, что кормила посетителей своего павильона астраханской черной икрой.

Вторую международную выставку 1855 года в Париже пришлось пропустить из-за Крымской войны. Но уже семь лет спустя в столицу Великобритании мы привезли лучшие образцы отечественного декоративно-прикладного искусства, изделия оружейной и обувной промышленности, 126 картин и скульптур известных художников.

Начиная с 1867 года для демонстрации своих экспонатов страны-участницы начали строить национальные павильоны, стараясь перещеголять друг друга. Достаточно упомянуть, что до революции 1917 года российские павильоны проектировали такие видные архитекторы и художники, как Виктор Васнецов и Федор Шехтель. Впрочем, и позже Советская Россия не менее успешно участвовала в своеобразной гонке. Один из самых известных советских павильонов был построен на выставке 1937 года в Париже. Его задумал и создал архитектор Борис Иофан: помимо прямого назначения здание служило постаментом для скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — идеала и символа всей советской эпохи, эмблемы «Мосфильма». Сейчас эта скульптура — экспонат Московской ВДНХ.

Павильон на выставке считался брендом страны, а его оформление — вопросом государственной важности. И не только для России. Стоит напомнить, что и принимающая сторона вкладывала в проведение выставок огромные средства, так появились крупнейшие инфраструктурные и имиджевые проекты. В частности, Эйфелева башня — сегодняшний символ Франции. В 1889 году она была сооружена для Всемирной выставки в качестве ворот.

Так начинался культурно-технический обмен между странами. Эпохальной для России стала выставка 1900 года: более 5 млн рублей пришлось потратить властям и меценатам на то, чтобы возвести в Париже огромный русский павильон на 24 тыс. кв. метров.

По понятным и объективным причинам Россия не участвовала только в одном из 18 тематических разделов выставки, посвященном колонизации. Однако огромное впечатление на иностранцев произвела экспозиция строящегося тогда Транссиба. Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения России устроили для посетителей выставки специальный аттракцион: гостей сажали в вагон, а за его окнами двигалась 900-метровая сибирская панорама с акварельными пейзажами Павла Пясецкого.

Золотую медаль выставки получил проект моста через Енисей русского инженера Лавра Проскурякова. Гран-при удостоился крымский завод шампанских вин «Новый Свет» и шоколад товарищества «Эйнем», сегодня это фабрика «Красный Октябрь». Физик Александр Попов также получил золотую медаль за прототип радио. Такая же награда досталась русской матрешке. Именно на выставке 1900 года наша знаменитая куколка была впервые представлена публике. Всего же на выставке в Париже Россия собрала более 1,5 тыс. наград, в том числе 212 Гран-при и 370 золотых медалей.

Но главное достижение 1900 года состоит в том, что эта выставка оказалась первой, на которой наша страна не только демонстрировала «универсальное» искусство или технические новинки, а во всеуслышание заявила о своих корнях, оформив экспозицию в народных, фольклорных мотивах. Она дала толчок «Русским сезонам» Дягилева. И подарила признание Василию Андрееву, который также был награжден золотой медалью за игру на традиционных русских музыкальных инструментах.

История выставочного противостояния

Не менее знаковой стала и выставка 1937 года все в том же Париже. Та самая, на которую Советский Союз привез знаменитую скульптуру Веры Мухиной. Эта выставка — наглядная иллюстрация нарастающего противостояния СССР и уже фашистской Германии. Французские устроители намеренно столкнули их, расположив павильоны этих стран друг напротив друга. К счастью, вскоре история все расставила по своим местам: СССР ценой огромных потерь одержал победу в войне, сумев сохранить и даже нарастить мировое техническое превосходство, а Германия на долгие годы оказалась разделена на западную и восточную части и перестала играть ведущую роль в мировой политике.

Следующее противостояние мировых держав (СССР и США) уже в так называемой холодной войне отразилось на оформлении государственных павильонов на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Гран-при тогда получил Советский Союз.

Был отмечен высшей наградой стенд Горьковского автомобильного завода, на котором красовался новенький легковой автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Именно после выставки в Брюсселе отечественную «Волгу» стали покупать у СССР 75 стран. Дальномерная фотокамера «Ленинград», первые отечественные зеркальные объективы, вологодские кружева и даже табак фабрики «Ява» получили медали золотого и серебряного достоинства.

Самым популярным оказался советский павильон на выставке 1967 года в канадском Монреале — около 12 млн посетителей. Второе место занял павильон хозяев с 11 млн гостей, а третье — с 9 млн — США.

Интересно, что именно эта выставка в 1967 году должна была состоятся в Москве в честь 50-летия Октябрьской революции. Однако из-за отставки первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева мероприятие перенесли за океан. Туда же в качестве главного выставочного экспоната авиастроители СССР привезли один из самых быстрых самолетов своего времени Ту-144.

К моменту проведения Монреальской выставки СССР уже безоговорочно лидировал в освоении космоса. Так что огромный (1,6 га) стеклянный павильон с ночной подсветкой и кровлей, похожей на трамплин, — проект архитекторов Михаила Посохина, Ашота Мндоянца и Бориса Тхора — только упрочил триумф Отечества.

Канадская газета «Монреаль стар» назвала «летящую крышу» лучшим из советских павильонов за всю историю Всемирных выставок. Однако СССР в 1967 году не получил ни одной награды. Причины? Они невероятно созвучны дню сегодняшнему. Организаторы заявили, что ими стали «многочисленные претензии отдельных участников по поводу справедливости некоторых решений жюри».

Обидно! Ведь именно в Монреале Советский Союз впервые показал фотографии поверхности Венеры, макеты космического корабля «Восток» и крупнейшей в мире Красноярской ГЭС.

Но проигравшей стороной Россия, правопреемница СССР, себя не считает. И даже в сложившейся новой экономической и политической реальности принимает участников Петербургского международного экономического форума. Так, злые языки прочили полный провал ПМЭФ-2023 с заколоченным «окном в Европу». Однако предсказанной Западом «изоляции» на форуме не случилось. Просто международные связи сменили направление. Несмотря на сложности с авиасообщением и антироссийские санкции, форум собрал на своей площадке 17 тыс. представителей 130 стран и территорий. Страной — гостьей ПМЭФ стали Объединенные Арабские Эмираты. Заключено более 900 соглашений на сумму 3 трлн 860 млрд рублей.
Верь в Россию
13.11.2023