Общество

История «Оскара» в отечественном кино

Кинематографическая премия «Оскар» сегодня явление противоречивое. Если попытаться описать в трех словах современные принципы ее присуждения, то получится: политика, политика и еще раз политика. Однако так было не всегда. История отечественных режиссеров на «Оскаре» была яркой, эмоциональной и во многом героической. Проект «Верь в Россию!» расскажет о шести оскароносных фильмах, которые обязан посмотреть каждый россиянин.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Советское кино врывается в историю «Оскара» в самый разгар Великой Отечественной войны. Премию вручили за документальную работу «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года, созданный Центральной студией кинохроники.

Фильм демонстрирует одно из первых победоносных сражений советского народа, запечатленное фронтовыми операторами под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова. Победа на «Оскаре» — фоновое событие в истории картины, ее снимали не для премий и фестивалей. Она была создана для народа, чтобы показать весь гнев борьбы с фашизмом1, вернуть веру в Победу, в силу русского солдата и возможность уничтожения вселенского зла. «Разгром немецких войск под Москвой» в первую очередь фильм для своих, а потом уже — часть мирового кинематографического наследия.

Надо также отметить, что на «Оскар» приехала не первоначальная версия картины, она была перемонтирована в соответствии с принципами американского повествовательного кино.

«Война и мир»

Далее, с 1969 года, начинается успешная история русского кино на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Открывает великолепную четверку киноэпопея длительностью 6 часов 13 минут, которую в прокате показывали с двухчасовым антрактом и по 125 долларов с человека за вход на премьерный показ.

Встречайте! «Война и мир» Сергей Бондарчука — образцовая экранизация бессмертного романа Льва Толстого: точность исторической достоверности (костюмы, интерьеры), поражающие сознание массовые сцены (к съемкам в батальных эпизодах не раз привлекали солдат-срочников и студентов военных училищ), ювелирный выбор актеров. Бондарчук сумел создать целостный живой мир знаменитого романа и России начала XIX века, при этом без стойкого запаха «нафталина», характерного для других, менее качественных образцов исторического кино. Фильм до сих пор смотрится актуально и живо.

«Дерсу Узала»

В 1976 году «Оскар» завоевывает фильм, о котором многие забывают, озвучивая список оскароносных русских лент, — советско-японская картина самого Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Первая работа этого мастера из Страны восходящего солнца, снятая не на японском, а на русском языке.

В основу картины лег одноименный роман Владимира Арсеньева, об экранизации которого Куросава мечтал несколько десятков лет. Японский режиссер был достаточно серьезно погружен в русскую культуру. Разорвав контракт с Голливудом, он планировал экранизировать «Тараса Бульбу» и писал сценарий к «Запискам из Мертвого дома», но окончательный выбор пал именно на «Дерсу Узала», историю об уссурийском таежном охотнике начала XIX века.

Увлекательные приключения в таинственном и стихийном пространстве русской тайги, снятые великим восточным мастером, стали одним из самых неожиданных штрихов в кинематографическом портрете России. И не страшно, что фильм снимали не в тайге, а в Подмосковье и павильонах «Мосфильма»! Еще раз можно восхититься возможностями отечественной кинематографии, создающей в студийных условиях удивительно реалистичные миры. И это в дографическую эпоху, когда не было ни зеленого фона, ни штата программистов. В распоряжении кинематографистов были только художники разных специальностей, которые каждую деталь создавали как отдельное произведение искусства.

«Москва слезам не верит»

Далее идет 1981 год и абсолютная победа на «Оскаре» советского фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова. Картина, любимая отечественным зрителем едва ли не больше, чем «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова.

Фильм подробно показывает три лика советской женщины: матери семейства с детьми, работящим мужем, квартирой, машиной, дачей, вареньями и соленьями; красавицы-фаталистки, мечтающей вытянуть «счастливый билет», вечно одинокой оптимистки; матери-одиночки, прошедшей сложный путь от простой рабочей до директора завода.

Важно, что режиссера волнует не столько сам факт разницы в характерах подруг, сколько процесс становления их личности. В начале мы встречаем трех юных девушек, и в течение всего фильма наблюдаем за их сложными судьбами: ошибками и достижениями, незапланированными и запланированными беременностями, встречей с одиночеством и разочарованием, а также попыткой сбежать от них в объятия женатого мужчины, жалкого и малодушного.

В центре сюжета чудо: успешная, красивая, но невероятно одинокая женщина встречает Его, идеального мужчину. Он становится для нее даром судьбы, центром жизни, наставником для дочери. Сорокалетняя героиня влюбляется, как в юности, не видя недостатков, которых в Герое, конечно же, нет и быть не может, ведь он — Герой, «Гога, он же Гоша, он же Жора». Где еще такое возможно? Только в сказке!

Несмотря на очевидно идеализированную реальность фильма, именно эта картина уже более 40 лет дает русской женщине надежду на то, что «в 40 лет жизнь только начинается» и где-то за углом совершенно случайно она сможет встретить того, кого так долго искала.

«Утомленные солнцем»

Замыкает череду оскароносных побед в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Именно Михалков в 1995 году забрал заветную статуэтку, закинув на плечо свою маленькую дочку Надю, чем очаровал все кинематографическое пространство планеты.

«Утомленные солнцем» — великое кино о человеке, о сложности и многогранности человеческой судьбы. Режиссер изгоняет идеологических бесов из истории сталинских времен, там нет ни героев, ни врагов. Есть только люди трагичных и сложных судеб, рожденные в драматичном начале ХХ века, живые и любящие, раненые и счастливые.

В мире «Утомленных солнцем», как и в жизни, нет ни хороших, ни плохих. Есть время и человек во времени. При этом ощущается атмосфера не только 1930-х годов, но и времени создания фильма, где за повседневной идиллией угадываются страхи переломных для России 1990-х2.

«Старик и море»

Рубеж ХХ-XXI веков принес России еще одну статуэтку, но уже в номинации за лучший анимационный фильм. В 2000 году «Оскар» присудили Александру Петрову за мультфильм «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя.

Специфика мультфильма заключена в особой технике «ожившей живописи»: художник пишет мультфильм медленно сохнущей масляной краской на стекле, изменяя рисунок кистью, а иногда и пальцами. Техника «ожившей живописи» создает уникальную динамику изображения: мы видим не быструю смену кадров, а трансформацию самой картины. Именно благодаря Александру Петрову техника стала известна на весь мир, а заветная статуэтка теперь доступна юным аниматорам Ярославля, с которыми Петров регулярно общается в рамках мастер-классов, с удовольствием делясь с ними счастьем подержать в руках настоящий «Оскар».

Возможно, из-за излишней политизированности премии российский фильм еще не скоро станет лауреатом главной американской кинопремии, но в 2023 году на «Оскаре» за звание «Лучший документальный короткометражный фильм» боролась работа якутского режиссерского дуэта Максима и Евгении Арбугаевых «Выход», рассказывающая о судьбе моржей Чукотки в условиях стремительных климатических изменений.

Премию Арбугаевы не взяли, но сама номинация доказывает перспективность неожиданно заявившего о себе «нового якутского кино», с одной стороны, а с другой — дает надежду на то, что еще не все потеряно.

Верь в Россию

  1. Садуль, Жорж. Всеобщая история кино // Том 6. Кино в период войны, 1939–1945 / Глава V. Советское кино (1941–1945). – М.: Искусство, 1963.
  2. Якобидзе-Гитман А. С. Восстание фантазмов: сталинская эпоха в постсоветском кино. – М.: НЛО, 2015
16.11.2023