Общество

«Не мешай, Вана Клиберна слушаю!»: как русский композитор Чайковский сделал американского пианиста знаменитым

В зажигательной комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» есть сцена, в которой Шурик врывается в комнату к Дубу и требует конспект. Но собеседник буквально выталкивает вопрошающего из помещения, ведь у него есть веская причина для уединения — он слушает музыку в исполнении американского пианиста Вана Клиберна, кумира миллионов советских и американских граждан. Чем же подкупил сердца слушателей этот пианист?

Эхо оттепели

В 1958 году в Советском Союзе состоялся первый конкурс исполнительного мастерства имени Петра Ильича Чайковского. Музыкальное состязание встало в один ряд с уже существовавшими престижными мировыми форумами искусства. Но если мы скажем, что история подобных смотров началась именно в России — не ошибемся. Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков подобный конкурс уже организовывал композитор Антон Рубинштейн. И цель у него была примерно та же, что и у конкурса Чайковского — выявить лучших и подружить через культуру разные народы.

На волне идеи оттепели в отношениях СССР с западными странами Никита Хрущев лично одобрил проведение конкурса. Выделенный на его проведение бюджет казался беспрецедентным: принимающая сторона оплачивала гостям все расходы. Щедростью поспешили воспользоваться: в Москву приехало 62 исполнителя из 22 стран мира. Это были лучшие музыкальные кадры, скрипачи и пианисты.

«Ваня» из Америки

Победа на конкурсе 24-летнего пианиста из США Вана Клиберна приобрела огромный резонанс. Исполнитель буквально загипнотизировал публику по обе стороны океана и стал символом несокрушимости искусства. Злые языки утверждали, что победу исполнителю присудили из вежливости и дипломатических соображений. Но, даже если это и было так, триумф молодого американца в долгосрочной перспективе дал Советскому Союзу и России намного больше, чем принято думать. Ван Клиберн стал не только лицом конкурса имени Чайковского, но и Первого фортепианного концерта композитора. Где бы тот ни появлялся, Клиберна всегда ассоциировали с Петром Ильичем и Советским Союзом.

Пианист стал часто выступать в СССР, и дело даже дошло до того, что с легкой руки все того же Никиты Хрущева харизматичного исполнителя стали по-русски ласково называть Ваней.

Надо отдать должное пианисту: сам Ван Клиберн не уставал признаваться в любви России, конкурсу и композитору, чьим именем назвали конкурс. Завел дружбу с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем и стал послом множества российско-американских проектов.

Ван Клиберн всегда чутко воспринимал происходящее в России: однажды он дал благотворительный концерт в Москве, это была часть акции памяти жертв страшного теракта в Беслане.

Концерт состоялся 21 сентября 2004 года в одном из главных академических залов России — Большом зале Московской консерватории. В тот год солидарность с жертвами теракта выражали многие деятели искусства. Концертные учреждения, театры и цирки перечисляли в Фонд помощи солидные суммы. Откликнулся на беду и Ван Клиберн. Исполнив в Москве сочинения Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Фридерика Шопена и тот самый Первый фортепианный концерт Петра Чайковского, ставший визитной карточкой музыканта. Так он поддержал Россию — страну, подарившую ему мировую славу.
«На протяжении многих лет я черпал свое вдохновение в России и в ее слушателях, и теперь даже не знаю, как мне выразить свою благодарность!», — говорил Ван Клиберн.
Интересно, что ниточка связи с Россией тянется еще с детства пианиста: он учился исполнительскому мастерству в престижной Джульярдской школе у Розины Яковлевны Левиной, русско-американской пианистки. Возможно, именно этот факт повлиял на дружбу музыканта с российским искусством, а возможно, все дело в музыке.

Конкурс в наши дни

Перед 65-м юбилейным конкурсом его нынешний художественный руководитель Валерий Гергиев, встречаясь в мае 2023 года с Президентом России Владимиром Путиным, выразил мнение, что конкурс до сих пор является стартовой площадкой для аполитичных музыкантов. В нем есть место для тех, кто не поддается влиянию западной пропаганды и помнит о том, чему служит искусство и музыка. А Владимир Путин с теплотой вспомнил Вана Клиберна и его русское прозвище «Ваня».

И снова Конкурс имени Петра Ильича Чайковского проходил в Москве и Петербурге в сложный для России момент. Однако его лауреатами стали представители не только дружественных России стран, но и исполнители из США, Великобритании, Южной Кореи, Италии и Франции. Организаторы конкурса подсчитали, что транслировали концерты в интернете в течение 320 часов. Их посмотрели 60 млн зрителей в 102 странах мира. «Отмена» русской культуры в очередной раз с треском провалилась.

Культура — это мост между странами, на который, порой, трудно забраться политикам. С 1960-х годов за океаном проходит свой собственный Конкурс исполнительского мастерства имени Вана Клиберна. Так же, как и Конкурс имени Чайковского, раз в четыре года. В 1973 году победу в нем одержал представитель СССР Владимир Виардо, в 1989 — на излете Советского Союза — Алексей Султанов. А в 2005 голу первое место занял уже российский исполнитель Александр Кобрин. Получился своеобразный взаимный обмен.

Верь в Россию
13.11.2023