Что общего у шаманского камлания, горлового пения и лезгинки, якутского эпоса и обряда похорон таракана в калужской деревне? То, что все это является нематериальным культурным наследием. Но в свое время, в 2003 году, Россия воздержалась от ратификации Конвенции ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии. Рассказываем почему.
Недавно все СМИ сообщали о том, что в России создадут реестр объектов нематериального культурного наследия. На самом деле он уже создается. А 3 августа 2023 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал
постановление, определяющее порядок его формирования.
С материальным наследием все более-менее ясно. Это то, что можно пощупать, потрогать, посмотреть. Архитектурные памятники, картины, предметы одежды и быта. Их можно отреставрировать, законсервировать, поместить в музей — и они будут там храниться.
С нематериальным сложнее. Да, можно положить на ноты и записать на видео обрядовую песню. Подержать в руках псковские гусли или кубачинский серебряный кувшин. Но нельзя поместить в музейную витрину музыку, потрогать мастерство ремесленника. И вопрос сохранения таких «объектов» гораздо сложнее и тоньше.
Они не могут существовать без носителей-людей. Уйдет последний джангарчи — и никто никогда более не услышит вживую калмыцкий эпос о стране счастья и благоденствия Бумбе. Не станет последнего мастера муромской резьбы — и кружевные наличники обветшают, сгниют, исчезнут.
Сказки и былины, обычаи и обряды, религиозные традиции, ремесла… И танцы с бубнами — да, это тоже элемент нематериального культурного наследия.