Западники всячески поддерживали реформы Петра Великого и стремились к модернизации России. В их число входили В. Г. Белинский, И. В. Вернадский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Н. Г. Чернышевский.
3 Все они считали, что Россия должна быть открыта для западных идей и образцов, чтобы достичь прогресса и стать сильной и современной державой. Сторонники западничества исходили из тезиса о недостаточном уровне развития русской культуры относительно западной. Для того чтобы преодолеть отсталость и застой, Россия, по их мнению, должна была стать частью европейской цивилизации и развиваться в соответствии с ее принципами. В этом контексте реформы Петра Первого, естественно, воспринимались западниками как наивысшее благо для развития русской культуры. При этом они оставляли за рамками своего внимания спад русской традиционной культуры, причиной которого во многом стали те самые петровские реформы.
Славянофилы же, будучи представителями консервативной интеллигенции, выступали радикально против реформ Петра Великого. Основными представителями славянофильства были К. С. Аксаков, А. А. Григорьев, В. И. Даль, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Ю. Ф. Самарин, Ф. И. Тютчев, А. С. Хомяков. Они считали, что западные идеи и образцы неприемлемы для России и ее национальной культуры.
Славянофилы придерживались идеи о сохранении и развитии традиционной русской культуры, языка и ценностей.
4 Особое значение в трудах сторонников славянофильства занимает Русская православная церковь. Об этом И. В. Киреевский писал: