Ценности

Русский религиозный ренессанс: от Достоевского до «Философского парохода»

Квинтэссенция Русского ренессанса — концепция Русской идеи. Ее история столь же драматична, как и судьба России начала ХХ века. Истоки формирования этой идеи мы обнаруживаем в философских работах славянофилов и их попытках найти особый путь. Именно необходимость определить истинное лицо России, ее место и роль в мировой культуре стала основанием для философии Русской идеи.

Русская философская мысль, зарождаясь и вызревая в лоне художественной литературы, оформилась и воспарила к концу ХIX века в рамках Русского религиозного ренессанса, захватив при этом фактически весь мир. Русскими философами рубежа XIX—XX вв.еков восхищались и вдохновлялись лучшие умы человечества.

Философская мысль в лоне художественной литературы

Первой мировой звездой отечественной философии стал Достоевский. Творчество Федора Михайловича определило христианскую парадигму развития всех философских концепций рубежа XIX-ХХ веков, а также неразрывную связь осмысления проблем веры, морали и смысла жизни. Именно эти темы пронизывают все произведения Достоевского.

Философия писателя была глубоко религиозной и этической, при этом экзистенциальной. Герман Гессе отмечал, что при чтении произведений Достоевского нас охватывают две силы, два голоса. Первый — это отчаяние, постижение зла, непротивление свирепой, кровавой жестокости, сомнение в существе человечности. Второй — совесть человека, что является поистине божественным голосом, указывающим на другое начало, противоположное смерти, другую действительность, другую сущность.
Нужно отдать себя во власть страдания, покориться смерти, научиться без содрогания смотреть на дьявольскую ухмылку голой действительности, прежде чем мы осознаем глубину и истинность иного, второго голоса.

Достоевский подчеркивал значение веры и христианских принципов в жизни человека. Он верил, что только через веру и милосердие можно достичь истинного счастья и спасения. В своих произведениях он часто изображал персонажей, сталкивающихся с моральными дилеммами и внутренними конфликтами, и через них выражал свои философские взгляды.

Достоевский также обращался к проблемам свободы воли и человеческой ответственности. Он утверждал, что человек свободен в своем выборе, но также несет ответственность за его последствия. Он противопоставлял свободу воли и моральные принципы, исследуя вопрос о том, должен человек следовать своим желаниям или подчиняться принятым в обществе моральным нормам.

Вторым несомненным гением русской философской мысли в лоне художественной литературы стал Толстой, чьи идеи охватывали широкий спектр тем, включая философию, религию, этику и социальные проблемы. Базовыми принципами творчества Льва Николаевича являются ненасилие, моральность и самоотречение. Писатель разрабатывает свой центральный концептуальный тезис о непротивлении злу насилием.

Писатель понимает непротивление как позитивную силу любви и правды. Кроме того, он прямо называет такие формы сопротивления, как убеждение, спор, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, апеллирует к его совести, духовному началу в нем. Зло, в свою очередь, понимается у Толстого в библейском контексте как насилие, то есть такой поступок, который всегда противоположен любви1.

Толстой разработал свою собственную религиозную идею христианства, отличающуюся от традиционных церковных учений. Он призывал к простоте и неприкосновенности веры, отвергая формальные ритуалы и внешнюю религиозность в пользу внутреннего духовного развития. Таким образом, православная вера и у Достоевского, и у Толстого принимает не столько религиозное, сколько философское звучание.

Философия всеединства Владимира Соловьева

Все поиски и открытия Достоевского и Толстого кристаллизовались в философии всеединства Владимира Соловьева — концепции, основанной на идее объединения всех аспектов реальности в единую гармоничную систему. Одной из ключевых идей этой философии является мысль о единстве Бога, мира и человека. Он призывал к осознанию этой связи и поиску гармонии между различными аспектами жизни.

Одной из ключевых составляющих философии Соловьева становится учение о Софии — «…единстве истинного, не противополагающем себя множественности, не исключающем ее, но… все в себе заключающем»2.

София у Соловьева понимается как Душа Мира, мистическое существо, воплощающее единение Бога с Миром, нравственный идеал всеединства.

Учение о Святой Софии также разрабатывал Сергей Булгаков, делая акцент на женском аспекте божественности, символизирующем любовь, мудрость и красоту3. Похожие идеи нашли отражение и в философских учениях Николая Лосского об онтологическом единстве Вселенной.

Он считал, что все сущее связано в едином метафизическом пространстве и имеет свою духовную природу. Особое значение при этом занимает искусство, являясь способом откровения духовной реальности, оно может помочь человеку обрести гармонию и смысл жизни.

Возвращаясь к философии Соловьева, необходимо подчеркнуть, что он считал Бога неотъемлемой частью мира и человека: все сущее проистекает из божественного начала. Главной целью людей в данной концепции должно стать достижение духовного совершенства и гармонии с окружающим миром. Он призывал к доброте, справедливости и любви как основным принципам поведения.

Россия же в учении Соловьева несет особую, мистическую «теократическую миссию»4, которая заключается в том, что именно на плечи русской культуры возложена задача создания теократии, вселенской церкви, то есть истинной власти Бога. Именно концепция осмысления особой, религиозной миссии русской культуры в отношении всего мира становится основой философской системы взглядов Русской идеи и Русского религиозного ренессанса в целом.

Так, Николай Бердяев считал, что Россия имеет особую роль в истории и культуре, и что ее духовные ценности и традиции отличаются от западных. Он утверждал, что Россия должна сохранять свою уникальность и не следовать западным образцам развития. Бердяев также критиковал западное общество и его материалистические ценности, считая их разрушительными для духовной жизни человека.

Образ России у Бердяева был связан с ее особой ролью в мире и уникальными духовными ценностями, ключевыми из которых становятся соборность русской культуры, идеи Богочеловечества, братства идей и народов.

В том же контексте выстраивал свою концепцию и Сергей Ильин, развивая мысль о моральных ценностях, патриотизме и религиозной вере. Основой морали у Ильина является вера в Бога. Он неоднократно подчеркивал важность религиозной духовности для общества. Он утверждал, что без веры и моральных ценностей человечество не может достичь истинного счастья и гармонии. Как и Бердяев, он резко критиковал западный либерализм и материализм, считая их негативными для духовного развития человека, подчеркивая важность традиционных ценностей и общественной ответственности.

Одной из ключевых идей философии Ильина была идея о русском национальном самосознании и патриотизме. Он считал, что Россия имеет особую миссию в мире и должна стремиться к созданию справедливого и морального общества. Русская идея в концепции Ильина — это «идея сердца».

Русская философская мысль рубежа XIX—XX вв.еков была удивительным, уникальным явлением не только отечественной, но и мировой культуры. Воспитанная Достоевским и Толстым, она была построена на острейшем экзистенциальном мироощущении, вобрав в себя всю тонкость и глубину православной веры, явив всему миру высочайший идеал морально-этической целостности русской ментальности.

Однако судьба русской философии глубоко драматична. Русская идея была вырвана с корнем из родной земли 17 ноября 1922 года, когда величайшие русские умы заняли свои места на «Философском пароходе» и были вынуждены навсегда проститься с Родиной. С этого момента они обрели свою сакральную миссию по сохранению и развитию Русской идеи, безусловной веры в нее, даже в то время, когда сама Россия от нее отказалась. Они продолжили свою миссию на чужбине.

История Русского религиозного ренессанса — истинно русская история, история отречения, духовной целостности, самобытности и одержимости нравственным идеалом, для достижения которого человек готов пожертвовать всем.

Верь в Россию

  1. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Т. 23, с. 313
  2. Соловьев Вл. «Россия и Вселенская Церковь»
  3. С. Булгаков. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. — М., 1994
  4. Соловьев Вл. «Россия и Вселенская Церковь»
04.10.2023