Ценности, общество

Варган, кухлянка, торбасы: как в России поддерживают коренные малочисленные народы

Россия — страна многонациональная, ее демографическая карта похожа на пестрый ковер со множеством красок. Есть на этом ковре маленькие, но очень яркие и самобытные узоры и орнаменты — коренные народы. Без них общая картина поблекнет и уже не будет столь привлекательной. Им нужна особая забота. Во всех официальных документах эта забота обозначена двумя направлениями: сохранение и устойчивое развитие. Второе сильно зависит от первого и опирается на него. Важно сделать так, чтобы число представителей коренных народов в России не только не уменьшалось, но и росло. Поэтому устойчивое развитие — один из приоритетов нашего государства.

У Печоры у реки, где живут оленеводы

В России многие по-прежнему причисляют себя к аборигенам, и количество таких людей только растет. Но в сравнении с общей численностью населения страны (более 146 млн человек) 300 тыс. представителей коренных народов — капля в море.

Официальная формулировка закона гласит: коренные малочисленные народы — это проживающие на территориях традиционного расселения своих предков группы людей, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Самая внушительная группа — ненцы, их чуть более 49 тыс. человек. Самая малочисленная народность — живущие на Чукотке кереки, на начало 2023 года их было 23 человека. Второй в рейтинге самых малочисленных народов — алюторцы, обитатели севера Камчатки, их осталось всего 96 человек.

Но некоторые малочисленные народы время от времени показывают прирост. Это может быть результатом как государственных мер поддержки, так и улучшения системы их подсчета. К примеру, Федеральное агентство по делам национальностей оказывает россиянам специфическую и узко ориентированную государственную услугу — подсчет лиц, относящихся к такой категории. Любой человек может посетить многофункциональный центр из списка и заявить о своей принадлежности к коренному малому народу. Работа эта опирается на Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: любой человек, относящий себя к коренному малочисленному народу, имеет право доказать свою принадлежность к нему.

Заявитель может прийти в МФЦ, сообщить свои персональные данные, включая место рождения и проживания, и национальную принадлежность, которую он определяет самостоятельно. Также представитель малочисленного народа может указать способы ведения традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и уточнить, является ли эта деятельность для него основной.

Этот статус дает представителю малого народа много прав и преференций, начиная от бесплатного пользования землями в местах традиционного хозяйствования и получения квот на добычу биоресурсов (к примеру, рыбы на Камчатке или в исконно вепских поселениях Ленинградской области и Республики Карелия) и заканчивая правом контролировать то, как используются земли, выделенные для коренных народов и их традиционных занятий. Бывает, что человек работает, к примеру, портным или продавцом, но при этом ловит рыбу или разводит оленей. Все эти тонкости обязательно учитывают при определении права называться представителем малочисленного этноса.

Чтобы такой учет стал проще, действуют не только дополнительные услуги в МФЦ в 28 регионах России (НАО, ЯНАО, Мурманская область, Камчатский край и другие), в этом помогают и консультативные центры. Например, в ЯНАО работает сеть таких центров от ассоциации «Ямал — потомкам!». Недавно работники учреждений провели семинар для сотрудников администраций исполнительных органов власти о том, как помогать тундровикам в оформлении документов.

Перевозить ли в город?

Среди демографов до сих пор идет дискуссия, по какому пути стоит двигаться: нужно отдать приоритет именно сохранению, консервации традиционного уклада жизни представителей исчезающих народов или сделать ставку на их социализацию в городской среде? Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Среди недочетов сохранения аутентичного проживания коренных народов строго в привычных местах некоторые исследователи видят недостаток охвата таких людей современными социальными услугами, включая цифровые.

Ощутимая часть представителей коренных народов России и всего мира уже давно сравнялись с городским населением и прекрасно чувствуют себя в условиях мегаполисов. Но есть и те, кто хочет соблюдать обряды и традиции, сложившиеся за тысячелетия, жить так, как жили их предки сотни и тысячи лет назад, и отказывать им в этом желании мы не вправе. До сих пор в России есть аутентичные поселения аборигенов, ведущие традиционные способы хозяйствования. К примеру, оленеводы в Ненецком автономном округе.

И здесь тоже есть плюсы: ученые пришли к выводу, что сохранение биоразнообразия и земель в тех местах, где живут аборигены, во многом происходит именно благодаря им. Ведь они считают себя в буквальном смысле частью природы.

Можно представить себе жизнь оленевода в тундре как нечто романтическое, но, несмотря на ассимиляцию в культурной и социальной среде России в течение множества поколений, аборигенам все же живется чуть сложнее, чем остальным, ведь малая численность содержит свои издержки: труднее сохранять свой родной язык из-за уменьшения числа его носителей, сложнее передавать знания о традиционных промыслах и ремеслах молодежи.

Усилия государства

Программы поддержки стартовали еще в советские годы: для детей, живущих в удалении от городской инфраструктуры, создавали школы-интернаты, для представителей коренных народов проводили уроки русского языка. Обязательным стало прохождение медицинских осмотров.

Перечь традиционных способов хозяйствования малых народов России впечатляет. Люди занимаются оленеводством, коневодством, яководством, овцеводством, перерабатывают и выделывают шкуры, шерсть, волос, окостенелые рога, панты, производят мясо и субпродукты. Также они разводят зверей, занимаются бортничеством и пчеловодством, собирают грибы и ягоды. Большую ценность имеют также художественные промыслы и народные профессии: кузнечное ремесло, производство нарт и лодок, утвари, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел зверей и птиц и сувениров из меха. Как видим, дел у тех же жителей тундры очень много, нужны ресурсы и возможности.

Что на деле?

Многие российские регионы, на территории которых живут коренные народы, предпринимают и собственные усилия для поддержки таких людей. Палитра этих проектов и мер поражает разнообразием.

Например, недавно Норильская епархия выпустила тираж первого издания молитвослова на языках коренных малочисленных народов Севера.

В фокусе особого внимания уровень финансирования программ поддержки КМНС разными регионами. К примеру, недавно в Мурманской области определили объем финансирования таких программ на уровне 43 млн рублей. В столице Заполярья живут 1,3 тыс. саамов. В основном эти деньги пойдут на поддержание деятельности 16 общин представителей этого малочисленного финно-угорского народа.

Кстати, об общинах. Они бывают семейными (родовыми) и территориально-соседскими. Общину могут основать не менее трех человек. Для создания такого объединения нужно провести учредительное собрание и позвать на него местных жителей. У общины есть устав, председатель и статус юридического лица, а также права и обязанности.

Еще один пример — Красноярский край. Здесь составили бюджет на поддержание традиционных форм хозяйствования на ближайшие три года на отметке 2,7 млрд рублей. Средства направят на увеличение выплат промысловикам Таймыра и Туруханского района. Также регион начнет больше тратить на строительство жилья оленеводов и издавать на эти деньги книги на языках коренных народов.

Чтобы все знали

В городах России по-разному популяризируют художественное наследие и фольклор коренных народов. К примеру, в Югре снимают мультфильмы на основе хантыйских сказок и легенд. Мультик помогут сделать юные воспитанники школы-интерната из числа коренных малочисленных народов Севера. Это проект Демьянской сельской библиотеки, он стал возможным благодаря победе его инициаторов в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Уже вовсю кипит работа: авторы пишут сценарий и готовят пластилиновых, кукольных и рисованных персонажей.

Еще один пример бережного отношения к традициям можно увидеть на Камчатке: здесь ежегодно проводят массовые праздники: День аборигена, осенний праздник благодарения природы Алхалалалай, а гонка на собачьих упряжках «Берингия» стала настоящей визитной карточкой полуострова. В местных музеях можно увидеть множество портретов ительменов, коряков и эвенов в традиционных кухлянках, Камчатская хоровая капелла поет обработки родовых камчатских мелодий, в школах дети изучают местный фольклор и знают, как интерпретировали извержения вулканов предки аборигенов. Те считали, что дымок от камчатских исполинов — признак того, что духи гор — гамулы — готовят обед.

Верь в Россию
06.11.2023