Иван Абрамович Морозов — еще один блестящий пример российского предпринимателя. Он родился в 1871 году в семье купцов-старообрядцев и фабрикантов. Основатель династии Савва Морозов числился крепостным у помещиков Всеволжских. Он начал развивать собственный бизнес еще до того, как получил вольную. В 1797 году основал шелкоткацкую мастерскую в Зуеве (ныне Орехово-Зуево). А к 1821-му накопил 17 тыс. рублей и стал свободным человеком.
Варвара Хлудова, мать Ивана Морозова, держала литературный салон, частыми гостями которого были Александр Блок и Андрей Белый.
В детстве Иван мечтал стать художником. Уже тогда он увлекся живописью. Однако с карьерой «рисовальщика» не сложилось — сам Иван полагал, что ему не хватило трудолюбия и таланта.
«В искусстве самое ужасное — посредственность. Бездарность лучше — она хоть не обманывает», — говорил Морозов.
В возрасте 24 лет Иван Морозов возглавил семейное дело. В руках Ивана Абрамовича товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К» быстро расширялось и модернизировалось. Консерватизм в личной жизни не мешал внедрению инноваций. Например, на предприятиях Морозовых, одних из первых в стране, появилось электричество. В активах семьи помимо Тверской значились Никольская и Богородско-Глуховская мануфактуры, Московский купеческий и Волжско-Камский банки.
К началу XX века годовой оборот бизнеса Морозовых составлял более 100 млн рублей, а прибыль — 25% от выручки. Репутации промышленников можно было позавидовать. Современник и коллега по цеху Павел Рябушинский вспоминал: «Морозовский товар можно было брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли».
Как и
братья Нобель, он уважал труд своих работников, предлагая тем дополнительные социальные гарантии, включающие образовательные программы и медицинское обслуживание.
Но главной страстью Ивана Морозова оставалась живопись. Он дружил с художниками Сергеем Виноградовым и Валентином Серовым, которые помогали ему в создании его собственной коллекции произведений искусства. Так, в его собрание вошли работы Гогена, Ван Гога, Матисса.
Надо отметить, что собирательство современной западной живописи в то время воспринималось как крайняя экстравагантность. Известна фраза еще одного российского промышленника-коллекционера Сергея Щукина про новоприобретенный шедевр Гогена: «Сумасшедший писал — сумасшедший купил». Морозов собирал то, что было непривычно большинству посетителей московских музеев. В России не было частных галерей, которые отважились бы выставить столь современное искусство, тем более искусство зарубежное. А за будущими шедеврами часто приходилось самому ездить в Париж. Оттуда они перекочевывали прямиком в особняк Морозова на Пречистенке.
Французские антиквары называли Ивана Морозова «русским, который не торгуется», на произведения искусства он тратил огромные деньги. Но собирал не только картины западных мастеров, но и русский реализм, Врубеля, Серова, символистов, Гончарову и Шагала. Работы Шагала Морозов купил одним из первых. Его коллекция импрессионистов сегодня находится в Эрмитаже и Государственном изобразительном музее имени Пушкина.
Мы рассказали лишь четыре семейные истории. Имена известных предпринимателей России конца XIX — начала XX веков на слуху и сегодня: Рябушинские, Демидовы, Яковлевы, Баташевы, Второвы, Щукины… Представители этих фамилий знамениты внедрением прогрессивных технологий, благотворительностью, участием в политической жизни. Они положили начало современной железнодорожной транспортной системе нашей страны.
Это истории людей, которые своим трудом и предприимчивостью прокладывали путь к прогрессу. Их достижения не уступают, а порой и превосходят успехи зарубежных коллег. В отличие от них, российские промышленники всегда уделяли внимание тому, что впоследствии назовут социальной защитой и трудовыми правами работников.
Это истории о том, как гордость, сила духа и трудолюбие делают нас лучше и помогают достигать даже самых амбициозных целей.
Верь в Россию